Eremey-60@narod.ru

EREMEY-60
VIP-ФОРУМ
ПОП-ПОЛИТИКА
НАЕЗДЫ
СЛОВАРЬ
СЛУХИ
РАЗОБЛАЧЕНИЯ
ЖИЛИ-БЫЛИ ...


                  КОЗИХА И БРОННЫЕ 20 - 21.03.08


      С XVI века обширная болотистая местность между Тверской улицей, Тверским
   бульваром, Большой Никитской и Большой Садовой называлась Козьим болотом, в
   честь которого получили свое название Большой и Малый Козихинские переулки.
   Жители близлежащих слобод пасли здесь коз. В конце XVI в. это место для своей
   резиденции выбрал патриарх Иоаким. И появилась Патриаршая Слобода. Для разве-
   дения рыбы к патриаршему столу вырыли три пруда, впоследствии названные Пат-
   риаршими, болота были осушены, а место это стали называть Козихой. Словом,
   гиблое место - и как мы там выжили?
      С середины XIX века район Тверского бульвара и особенно знаменитую Козиху
   облюбовали себе московские студенты. Местность между обеими Бронными улицами
   и Палашевским переулком даже называли "Латинским кварталом" Москвы - здесь
   обитали бедные студенты. Они считали Козиху "родной", и селиться на ней было
   делом чести. По левой стороне Малой Бронной стояли бывшие дома Гирша (№№25 -
   35) с дешёвыми квартирами в наем, которые снимали студенты. На Большой Брон-
   ной и Козихе находились также два дома домовладельцев Чебышевых – «Ад», "Че-
   бышевская крепость", или "Чебыши" - со студенческими квартирами гостиничного
   типа.
            Есть в столице Москве
            Один шумный квартал -
            Он Козихой Большой прозывается.
            От зари до зари
            Лишь зажгут фонари
            Вереницей студенты шатаются,
            Они горькую пьют, они песни поют, 
            И еще кое-чем занимаются
               Припев: 
                  Через тумбу-тумбу раз
                  Через тумбу-тумбу два 
                  Через тумбу три-четыре 
                  Спотыкаются
            А Иван Богослов
            На них глядя без слов
            С колокольни своей улыбается
            Он и сам бы не прочь провести с ними ночь, 
            Но на старости лет не решается...
      Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят, что это был наш
   московский вариант песни киевского студенчества, где св. Владимир заменен св.
   Иоанном Богословом.
      В Большом Козихинском переулке в бытность свою студентом жил Василий Клю-
   чевский. А неподалеку от расположенного в Богословском  переулке храма Иоанна
   Богослова в праздник святого, 9 октября 1892 года (по новому стилю), родилась
   Марина Цветаева, прожившая в Трехпрудном переулке свои детские годы.  
      В Большом Козихинском сохранилось несколько домов, построенных ещё в начале
   XIX века:
      Дом № 4 — построен в 1902 году, архитектор В.И.Мясников, в 1920-х гг.
   была квартира биохимика Александра Ивановича Опарина.
      Дом № 6 — построен в 1906 году, архитектор И.Г.Кондратенко.
      Дом № 8 — построен в 1906 году, архитектор О.Г.Пиотрович.
      Дом № 10 — "Дом с рысью", построен в 1902 году, архитектор Г. Н. Иванов.
   Здание покрыто лепным растительным узором и украшено масками, над окнами вто-
   рого этажа - скульптуры изогнувшейся рыси. Над подъездом скульптура богини
   Ники с крыльями. 
      Дом № 12 — С 1959 по 1992 г. Большой Козихинский переулок назывался улицей
   Остужева, в честь выдающегося актера Малого театра, Александра Алексеевича
   Остужева, жившего в этом доме в продолжение почти 50 лет, с 1904 г. до самой
   кончины.
      Дом № 23 — доходный дом в стиле "северного модерна", принадлежавший фабри-
   канту обуви и совладельцу магазина обуви на Тверской Шухаеву Т.Я., построен в 
   1912 году, (архитектор Н.П. Хорошкевич). 
      Дом № 27 — построен в 1911 году, (инженер В.И.Рубанов). В 1910 - 1943 гг.
   здесь жил художник Аристарх Васильевич Лентулов, основатель и идейный вдохно-
   витель группы "Бубновый валет".
      В доме № 24 (не сохранился) в 1861 г. квартировал художник Алексей Конд-
   ратьевич Саврасов.
      А вот перечень некоторых частных владений в Большом Козихинском переулке
   к началу XIX века:
      Дом №1 принадлежал Петрову Ивану Петровичу.
      Дома №№3,5,7 – Чебышевой Марии Дмитриевне, вдове поручика.
      Дом №11 – Александру, Леониду и Максимилиану Васильевичам Живаго, потомст-
   венным почётным гражданам Москвы, из рода Сергея Афанасьевича Живаго, москов-
   ского купца 1-й гильдии (1794-1866), старосты и строителя существующего ныне
   здания храма Успения на вражке.
      Дом №15 – Новикову Сергею Константиновичу.
      Дом №21 – Благотворительному обществу при Мясницком отделении больницы для
   чернорабочих.
      Дом №23 – купцу Колю Леопольду Ивановичу (оказывается, причина симпатии
   Гельмута Коля к России - в его "корнях").
      Дом №27 – Тихомировой Вере Александровне, жене купца. Богатый московский
   купец, не чаявший души в своей любимой и единственной красавице-дочери Елене
   Тихомировой, прославился строительством в 1912 году в Ялте пятиэтажного доход-
   ного дома с первой в городе подъемной машиной (лифтом) и собственным парком.
   Дом предназначался в качестве приданого дочери – он так и назывался «Вилла
   Елена» и существует до сих пор.
      Дома №№37,38,40,42,46 принадлежали церкви святого Ермолая.
      Дом №46/2 на углу Малой Бронной и Большой Садовой принадлежал княгине Голи-
   цыной Прасковье Васильевне, дочери последнего директора Московского публичного
   и Румянцевского музеев, единственного и последнего директора Императорского
   Московского и Румянцевского музея и первого директора послереволюционного 
   Государственного Румянцевского музея Василия Дмитриевича Голицына. А в доме
   №14 по Малому Козихинскому проживал Луи Гуго Михайлович, прусскоподданный (явно
   подозрительная личность).
      По церкви Воскресения Славущего, стоявшей на Малой Бронной там, где теперь
   школа №125, улица раньше называлась Воскресенской. Бронная слобода (названная
   по жившим здесь бронникам, или оружейникам) завершалась Спиридоньевским пере-
   улком, а за ним шла Козья слобода, или Козиха с прудами, на берегах которых
   паслись козы патриарха Иоакима.
      На Большом Козихинском за Ермолаевским переулком  – там, где теперь сквер у
   Большой Садовой – стояла церковь святого Ермолая, а в конце Благовещенского
   переулка, у Тверской – церковь Благовещения. Большой Палашевский переулок до-
   ходил почти до Тверской, и там, где он соединялся с Малым Палашевским – распо-
   лагалась церковь Рождества Христова в Палашах.
      На пространстве между Малой Бронной (дом №16) и Большим Козихинским, там,
   где теперь наша 112-я – размещалось Александровское Евангелическое училище.
   Преемственность, не требующая пояснений.
      На Большой Бронной сохранилось единственное здание, уцелевшее от огромной
   усадьбы Салтыковых (XVIII—XIX вв.), в котором еще совсем недавно размещалась
   городская общедоступная библиотека им. Н.А. Некрасова. В продолжении Сытинско-
   го переулка, на другой стороне Большой Бронной, стоит деревянный дом — главное
   строение усадьбы А.П. Сытина 1804 года, пережившей пожар 1812 года.
      А называлось всё это - Вторая Арбатская часть, однако вовсе не Арбат, как
   можно подумать.

 
                            (продолжение следует)

Hosted by uCoz