Eremey-60@narod.ru

EREMEY-60
VIP-ФОРУМ
ПОП-ПОЛИТИКА
НАЕЗДЫ
СЛОВАРЬ
СЛУХИ
РАЗОБЛАЧЕНИЯ
ЖИЛИ-БЫЛИ ...


                    ДОМ МАРГАРИТЫ 14-17.03.08


      "Пролетев по своему переулку, Маргарита
  попала в другой, пересекавший первый под пря-
  мым углом. Этот заплатанный, заштопанный,
  кривой и длинный переулок с покосившейся две-
  рью нефтелавки, где кружками продают керосин
  и жидкость от паразитов во флаконах, она пере-
  резала в одно мгновение ... Только каким-то
  чудом затормозившись, она не разбилась нас-
  мерть о старый покосившийся фонарь на углу....
  Третий переулок вел прямо к Арбату ... на ос-
  лепительно освещенный Арбат...
      Под вечер он выходит и идет на Патриаршие
  пруды. Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже
  откровенно разговаривает сам с собой, курит,
  щурится то на луну, то на хорошо памятный ему
  турникет. Час или два проводит так Иван Нико-
  лаевич. Затем снимается с  места и всегда по
  одному и тому же маршруту, через Спиридоновку,
  с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские
  переулки. Он проходит мимо нефтелавки, повора-
  чивает там, где висит покосившийся старый га-
  зовый  фонарь, и подкрадывается к решетке, за
  которой он видит пышный, но еще не одетый сад,
  а в нем - окрашенный луною с того боку, где
  выступает фонарь с трехстворчатым окном, и
  темный с другого - готический особняк."

  Предлагаемые булгаковедами адреса: 
    М.Ржевский, 6
    Спиридоновка, 17
    Остоженка, 21
    М.Власьевский, 9a (не сохранился) или 12. 
  
       Если строго следовать описанию полёта Мар-
  гариты, то отсюда следут, что её дом располага-
  лся в Малом Власьевском переулке. Иначе маршрут
  через три переулка вроде бы никак не получается
  - приходится лететь над улицами. Хотя известная
  мне "нефтяная" (керосиновая) лавка располагалась
  у выхода со Спиридоновки на Малую Никитскую.


       Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой, М.Власьевский переулок,
  дом № 9А - это и есть адрес Маргариты. В пользу такого предположения свидетель-
  ствует и то, что в старых справочниках исследователи нашли запись о несуществу-
  ющей ныне нефтелавке по адресу Сивцев Вражек, дом № 22. 
       Однако читаем у историка-любителя:
  "В пятидесятые прошлого века в доме на углу Борисоглебского и Собачки рядом с
  керосиновой лавкой (потом магазинчик "Хозтовары") располагался продовольственный
  магазин, хорошо знакомый окрестному арбатскому миру неиссякаемыми запасами
  водочки... Собачка исчезла в ноябре 1962 года... Она исчезла, как и Кречетовский
  переулок, вливавшийся в нее и оказавшийся под проспектом, как южная часть
  Борисоглебского переулка и северная - Большого Николопесковского переулка."
  "Историк" слегка "соврамши", поскольку Кречетовского переулка в Москве никогда
  не существовало - был только Кречетниковский.
       Таким образом, нам известны три керосиновые лавки в районе Арбата и Козихи 
  - на карте они отмечены чёрными кружками. Следуя карте 1960 года, можно
  предположить ещё один маршрут полёта Маргариты - из Кречетниковского переулка
  мимо Собачьей площадки в Большой Новоплесковский переулок. Однако был ли в
  Кречетниковском переулке готический особняк, теперь проверить трудно.

                                       ***

       И всё-таки "дом Маргариты" - на Малом Власьевском, 12. И не слушайте скеп-
  тиков:
       - Дом хорошо подходит по расположению, но более чем посредственно - по 
  описанию.
       - Довольно обшарпанный особнячок с садом вызывает некоторое сомнение в
  плане соответствия своей "роли" тем, что не имеет явного второго этажа (а ведь
  именно там должна была жить Маргарита, а на первом - Николай Иванович).
       - Позднейшими усилиями исследователей было установлено, что именно такой
  особняк якобы находился в доме N 9а по Малому Власьевскому переулку.
       Какие могут быть сомнения? Смотрите, что за чудные окна на фасаде - типич-
  ная готика. А что касается второго этажа, то кое-кто поленился зайти со двора - 
  там двухэтажная пристройка с трёхстворчатым окном. Ну, что ещё нужно? И самое
  главное доказательство - ныне в доме, помимо обычной мелкой "чертовщины" вроде
  бурильных контор (бурение на воду и ремонт скважин), расположилась солидная 
  фирма по организации корпоративных вечеринок. А кто кроме неё мог организовать
  бал Сатаны в Спасо-хаусе?
       И наконец, неужели кому-то могла придти в голову крамольная мысль, будто
  особняк в готическом стиле по адресу Малый Власьевский, 9а могли снести ради
  того, чтобы на его месте построить унылую многоквартирную хибару для Ангелтны
  Степановой, Мироновой и Минакера? Их дом как раз напротив описанного выше
  особняка.

                                       ***

       Читаешь комментарии к «Мастеру и Маргарите» и диву даёшься – чего только не
  вытворяют некоторые «булгакоеды», интерпретируя и препарируя великий роман с
  лёгкой руки «первопроходицы» Мариетты Чудаковой. Можно понять, когда даются
  пояснения к ершалаимским главам или выясняют, где жила Маргарита и ходил ли на
  Патриарших трамвай. Но когда буквально каждому персонажу пытаются подыскать
  реальный прототип – это уже чересчур! Неужели М.А. был настолько мелочным и
  злобным, что всем своим многочисленным обидчикам старался отомстить, «продёрнув»
  их в своём романе? Какая разница, с кого писал Булгаков образ критика Латунского
  и на кого тот более всего похож – на Луначарского или иного чиновника от
  просвещения и литературы? Достойных кандидатов на роли Латунского или Берлиоза
  было предостаточно в то время, да и сейчас навалом. И всех их не положишь под
  один трамвай.
       А почитайте, каких только «деяний» ни приписывают Булгакову. Он и
  «переключает сцену в иронический регистр», и «заставляет мерцать весь комплекс
  культурных и эстетических кодов». Не меньше, чем автору, достаётся и роману –
  оказывается, в нём «происходит актуализация архетипа и одновременно (!) он
  автоматизируется». Брагинский, Седа, ау!
       При этом самые естественные, легко поддающиеся толкованию слова интерпре-
  тируются совершенно непостижимым образом. Скажем, название первой главы «Никогда
  не разговаривайте с неизвестными» трактуется, как рекомендация избегать общения
  с иностранцами, следуя духу распространённой в прежние времена шпиономании. М.А.
  наверняка ничего подобного не имел в виду – смысл фразы в том, что свои мысли
  надобно держать при себе, а не то пострадать можно. Да, всего лишь за высказанные
  мысли, а не за действия. Собственно, тут пояснять особенно ничего не стоит,
  потому что именно за это многие отправлялись в те годы на Соловки и на лесоповал.
       Или вот как объясняется смысл слов из первой фразы романа – «весною, в час
  небывало жаркого заката». По мнению «булгакоедов» «жара стала признаком
  присутствия дьявола». Но Воланд оставался в Москве три дня и никакой особенной
  жары не наблюдалось, тем более перед грозой или по ночам. На самом деле всё не
  так. Летом жара никого не удивит. Писатель же намеренно указывает на нереальность
  происходящего, словно бы на тот случай, если вдруг чрезмерно доверчивый читатель
  и вправду поверит в появление «чертовщины» на Патриарших прудах. В сущности,
  Берлиозу и Бездомному просто не повезло. Будь на дворе прохладная погода или
  выпей они вместо тёплого абрикосового сока холодный нарзан – ничего бы «такого»
  не случилось. Тому подтверждение находим у тех же «булгакоедов», которые слова
  «нарзана нету» трактуют как «указание на зловещие признаки тоталитаризма»,
  проявившиеся в «отсутствии в Москве даже предпосылок к нормальной жизни»!
       А чего стоят выводы некоего «булгакоеда»-любителя, дерзающего доказать, что
  «мастер» - понятие уничижительное, видимо, в отличие от «художника» или «творца».
  Однако не мог Булгаков назвать своего героя Писателем (дискредитировано при
  Сталине), Художником (непонятно), Творцом (высокопарно), хотел было назвать
  Поэтом, и всё же «мастер» более всего подходит, поскольку на все времена имеет
  одно значение  - мастер своего дела.  А как иначе М.А. должен был назвать одного
  из главных действующих лиц – просто по фамилии? Представьте себе название романа:
  «Иванов и Ефросинья». 
       Вы спросите, а куда же подевалась Маргарита? Оказывается, она и вовсе
  недостойна того, чтобы ей посвятить роман. «Булгакоед» пишет: «Как можно после
  такого красочного описания поведения шлюхи настаивать на версии о том, что под
  Маргаритой Булгаков подразумевал свою собственную жену»? Вот это перл! Интересно,
  каким местом автор этой мерзости читал роман? Ведь на балу у Сатаны Маргарита
  предстала не перед людьми, там моральные критерии совсем другие, да и раздеться
  догола – это не столь уж постыдный поступок в сравнении с тем, что творят нелюди,
  одетые по последней моде. К тому же следует понимать, что М.А. описывал не икону,
  а живую женщину. В итоге «булгакоед» подводит нас к тому, что прообразом Маргари-
  ты является М.Ф.Андреева, гражданская жена Горького. А при чём здесь ЭТО?
       Оказывается, по мнению того же автора упоминание в романе Тверской вместо
  улицы Горького служит для того, чтобы привлечь внимание к имени Максима Горького,
  а поскольку по его астрологическим расчётам время «ухода из света» Мастера день
  в день совпадает с датой смерти пролетарского писателя, всё остальное предельно
  ясно. Послушайте, а может быть фраза Мастера «Как я угадал!» имеет тот смысл,
  что «Буревестник» угадал приближение революции? Но ведь тогда все ершалаимские
  главы – это славословие Великому Октябрю!.. 
       Я вовсе не желаю всем «булгакоедам» погибнуть под колёсами трамвая, но надо
  же меру знать.
 
                                       ***

       Один из известных булгаковедов ещё в 1987 году писал, что дом Маргариты
  - это дом №9а по Малому Власьевскому переулку, где проживала семья Калужских,
  старший из которых был знаком Булгакову по Художественному театру. В доказатель-
  ство архитектурных достоинств дома приводилось утверждение, будто в разработке 
  его проекта "участвовал" знаменитый зодчий Фёдор Шехтель, "одновременно занимав-
  шийся реконструкцией Художественного театра" (1902 год). 
       Как нам удалось установить, к началу 20-го века дома №9а не существовало,
  а дом №9 принадлежал купчихе Анне Ивановне Вульф, владевшей небольшой фабрикой
  по производству горчицы. Так вот Александра Осиповна Калужская совместно с муж-
  ем, Василием Васильевичем, почетным потомственным гражданином и членом Общества
  искусства и литературы, владела угловым домом № 11, а вовсе не домом №9а. До-
  пустим, что позднее новый дом действительно был построен, однако в перечне
  многочисленных творений Ф.Шехтеля такое здание не значится. Трудно предположить,
  что зодчий открестился от своего участия в проектировании настолько примечатель-
  ного здания, что оно даже удостоилось чести занять важное место в романе Булга-
  кова. А готический стиль особняка тем более вызывает сомнения, поскольку Калуж-
  ский хоть и был сыном шуйского фабриканта, но Шехтель к этому времени отошёл от
  "готики", увлекшись "модерном". К тому же вызывает сомнение, что дом №9а дейст-
  вительно существовал, поскольку, если бы семья нуждалась в расширении своих
  владений, логично было бы сделать пристройку к дому с тем же адресом, чтоб
  гости не заплутали. 
       В отличие от дома №9а, дом №12 действительно существует. В начале 20-го
  века он, наряду с домом №14, находился во владения Елизаветы Алексеевны Лухма-
  новой, принадлежавшей к потомкам коммерции советника, 1-й гильдии купца, пото-
  мственного почетного гражданин города Москвы, известного антиквара и мецената
  Дмитрия Александровича Лухманова. Купец торговал жемчугом, драгоценными кам-
  нями и всевозможными антикварными редкостями, включая рукописи и книги. Вот
  как описывает магазин Лухманова современник: "Картины, мраморы, бронзы, фарфо-
  ры, кристаллы поражают повсюду взоры посетителя; жемчуги, бриллианты, яхонты,
  изумруды являются в разных видах и изменениях. Можно смело сказать, что ни в
  Лондоне, ни в Париже, ни в одной столице в свете нет подобного вместилища сок-
  ровищ искусств и природы, и нет человека, который бы не нашел здесь чего-нибудь
  по своему вкусу”. От двух браков Лухманов имел десять детей: шесть сыновей и
  четыре дочери. Во владении Дмитрия Александровича находились дома №11-13 на
  Большой Лубянке и село Косино. После его смерти в 1841 году дома и магазин на
  Лубянке были проданы, а дети расселились по другим районам города.
       Чем же привлёк внимание Булгакова дом №12? Вероятно, бывая по соседству,
  в доме №11 у Калужских, он обратил внимание на тенистый сад, на дом с унылыми
  "готическими" окнами на фасаде и в его воображении возник образ женщины... 
  именно такой, какой и предстала в романе Маргарита.
 
                            (продолжение следует)

Hosted by uCoz